Образовательная деятельность
Московский региональный институт высшего социально-экономического образования ведет подготовку бакалавров и специалистов с высшим профессиональным образованием по экономическим, социально-экономическим и гуманитарным дисциплинам.
В своей деятельности институт руководствуется законодательством Российской Федерации об образовании и Государственными образовательными стандартами.
Образовательный процесс и методики преподавания в Институте организуются высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом (86,7% преподавателей имеют ученые степени и звания).
Содержание высшего профессионального образования направлено на получение студентами фундаментальных теорий и научно-практических знаний и умений в области конкретной профессии и квалификации.
Научно-исследовательский подход разработанный и используемый в Институте позволяет вовлекать всех студентов начиная с первого курса в научно-исследовательскую деятельность, началом которой является освоение методологии научного исследования.
Вместе с тем институт считает приоритетным внедрение в учебный процесс современных технологий, прежде всего, с использованием компьютерной техники.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
организуется на основе реализации исследовательского подхода.
Базой образовательного процесса и включения студентов в научно-исследовательские работы является формирование у них фундаментальных знаний.
1. Основа исследований студентов - фундаментальные знания
Образовательный процесс в высшей школе организуется на научной основе в условиях целенаправленного и последовательного формирования у студентов прочных знаний из области изучаемых учебных дисциплин.
Дидактика здесь такова. Формирование знаний студентов происходит в условиях поэтапного обучения с помощью:
- введения для студентов ведущих понятий и определений;
- формирования и закрепления понятий, напр., в упражнениях и практических работах;
- развития понятий, знаний студентов, напр., при решении задач, выполнении заданий, самостоятельных работ, курсовых и дипломных проектов.
Каким должно быть содержание высшего профессионального образования. Государственные образовательные стандарты определяют ведущее направление подготовки студентов в высшей школе. Но как осуществить фундаментальность высшего образования. Многочисленные призывы к этому лишь декларируются.
Каким конкретно должно быть фундаментальное высшее образование. Такое образование нами определяется как система. Её структура охватывает следующие элементы:
- основные положения теорий;
- законы и закономерности;
- процессы, сущность, принципы;
- явления, условия, факторы, механизмы;
- признаки, особенности, показатели (формулы, расчёты и др.);
- преимущества и недостатки;
- пути совершенствования.
Полагаем, овладение приведенной системой знаний есть ведущее направление осуществления фундаментального высшего образования.
2. Научно - исследовательский аспект высшего профессионального образования
Однако ядром высшего образования является научно-исследовательская работа студентов. Как осуществляется это на практике. В высшей школе уже имеется значительный и достаточно широкий опыт организации исследовательских работ студентов. Нами рекомендуется система, включающая студентов, начиная с 1 курса, в широкие исследования - через изучения специальной дисциплины - «Методологии научного исследования».
Сущность содержания названной учебной дисциплины:
- Ознакомление студентов с элементами методологии.
- Определение научной теории выбора темы (проблемы) исследования как реально значимой для науки и практики.
- Организация работы студентов по самостоятельному выявлению ими проблемы исследования и её решению.
Опишем полнее этапы осуществления исследовательского подхода в практику обучения студентов.
Начальный этап - введение понятий по элементам «Методологии научного исследования». Студентам объясняется, как описываются: актуальность темы, анализ литературы (анализ 7-10 литературных источников), цель исследования, объект и предмет, гипотеза, задачи исследования, методологические основы и методы исследования, противоречие, формулирование проблемы, а затем темы; новизна и практическая значимость.
В период выполнения рефератов, курсовых работ, а на заключительном этапе - дипломных работ внимание студентов направляется на самостоятельный выбор темы исследования. Новизной нашего подхода является использование открытия отечественных психологов в области теории психологии решения сложных задач (на открытие и изобретение). Студентам раскрывается сущность психологической теории. Психология решения сложных задач состоит в формулировании, переформулировании, изменении, преобразовании структурно-компонентного состава задач, требований и условий к ним. То есть, тема для студентов рассматривается как некая сложная задача. Чтобы её определить, необходимо составить ряд вариантов, условий её постановки с помощью изменения структурно-компонентного состава задач. Однако для этого тема представляется как система. Это ключевой этап в обучении. На конкретных примерах раскрывается структура - состав элементов темы:
При исследовании проблем экономики в теме указываются:
- направленность исследований (развитие экономики производства, повышение экономической эффективности функционирования предприятия; совершенствование экономических процессов и т.п.);
- сфера производства (машиностроение, металлообработка, производство строительных материалов и т.п.);
- продукция производства (изделие);
- различные экономические условия производства (новая техника и прогрессивные технологии, условия организации труда, повышения производительности, средства снижения издержек производства и себестоимости выпускаемой продукции, применение бизнес-планирования, маркетинговых исследований и др.).
При исследовании проблем психологии элементами структуры тем являются:
- направленность исследования (определение психологических условий, особенностей, признаков, факторов психологической деятельности и др.);
- деятельность испытуемых (математическая, конструкторская, графическая, изобразительная и др.);
- возраст испытуемых;
- специфические условия психологической деятельности (при решении математических задач с техническим содержанием; конструкторских задач в условиях предметного содержания и др.).
После самостоятельного выбора студентами темы, они последовательно включаются в исследовательскую деятельность - реальное проектирование по решению конкретной темы, имеющей научно-практическую значимость.
Первым долгом студент объясняет актуальность проблемы. Указываются основания актуальности: социальная направленность; социально-экономическая значимость темы; экономическая значимость. Но как показать теорию, дать анализ литературы. Нами приводится конкретный пример. Указывается характер описания: в направлении раскрытия системы экономических знаний, выявленных в ранее выполненных исследованиях.
Результаты теоретического исследования (анализа литературы) позволяют студентам определить цель работы. Им указываются основания формулирования цели:
- тема;
- актуальность её;
- результат теоретического исследования;
- принцип целеполагания.
Объект исследования студенты рассматривают как деятельность предприятия. Предмет как процесс повышения экономической эффективности.
Наиболее трудным для них является определение рабочей гипотезы исследования. Для успешного ее формулирования демонстрируется вариант гипотезы (с рядом положений заведомо излишних, чтобы студент смог выбрать соответствующее положение - как экономические условия роста экономики производства).
Пример гипотезы: Эффективность развития экономики производства достигается, если:
- производственный процесс обеспечивается новой техникой;
- выпуск продукции производства обеспечивается за счет внедрения прогрессивных технологических процессов;
- в производство внедрены научные основы организации труда;
- технологический процесс осуществляется в условиях высокой производительности труда;
- производственный процесс организуется с минимальными издержками производства;
- предприятие обеспечивает выпуск продукции с низкой себестоимостью;
- в производстве широко используются маркетинговые исследования;
- предприятие функционирует на основе системы бизнес-планированияи др.
С целью определения задач исследования студенты выполняют упражнения, оперируя положениями гипотез. В этих условиях выявляются следующие задачи: определить виды объектов новой техники для производства изделий; выявить прогрессивные технологические процессы по изготовлению продукции производства; определить условия научной организации труда; установить факторы, обеспечивающие снижение издержек производства, снижение себестоимости выпускаемой продукции и др.
С помощью практической работы и заданий студенты формулируют положения методологических основ исследования, в качестве которых выбираются аспекты экономических теорий: социально-экономическая направленность развития рыночных отношений путем широкого инвестирования промышленного производства и др.
Работа будет эффективно продолжена, если студент устанавливает основное противоречие (не соответствие требований экономической теории практике функционирования экономики производства).
В условиях наличия противоречия студент уточняет проблему исследования, из которой вытекает тема работы.
В заключение описания элементов методологии ставится проблемная задача на определение научной значимости исследования, характера обоснования, результатов исследования с указанием комплекса факторов обеспечивающих развитие экономики изучаемого студентом производства.
Студентам также даются задания и задачи на поиск рекомендаций, получение ведущих знаний для улучшения практики финансово-хозяйственной деятельности рассматриваемого производства.
Однако в главах исследований необходимо наиболее полно раскрыть содержательный аспект исследования. На основе методов исследования описываются следующие разделы:
- сущность экономических понятий, механизмов;
- опыт эффективной работы предприятия в производстве выпускаемой продукции;
- содержание финансово-хозяйственной деятельности предприятия, характеристика производства (с указанием узких мест);
- описываются экономические условия эффективного введения экономики, а также методы направленные на развитие экономики конкретного предприятия в целом.
В «Заключении» студент дает полные ответы на поставленные задачи исследования.